Уроки для детей (10-15)

X
 СЛУЖЕНИЕ


Повторение:
   Как мы можем очистить свое тело?
   Как мы можем очистить свой разум?
   От чего нам надо очиститься?
     Какое Имя Бога вы повторяете?


Мы выполняем много разных ритуалов поклонения – зажигаем светильники, свечи, предлагаем статуе божества цветы, еду, омываем ее, читаем священные тексты, но все это не поможет нам встретить Бога, если мы выполняем свои ритуалы без любви.

Когда мы стоим перед своим земным отцом, мы склоняем голову и спрашиваем: “Что прикажешь, отец?” Он дает нам задание, и нам надо его выполнить.

Когда же мы приходим в храм, наш небесный Отец также дает нам свои задания. Он говорит нам:
Mое дитя, всегда говори правду.
Не кради.
Не критикуй других.
Не попирай права других созданий.
Поступай с другими так, как тебе хочется, чтобы они поступали с тобой.
Не желай того, что принадлежит твоему ближнему.
Уважай своих родителей.”


Повторение:

Бог передал Моисею 10 заповедей для людей. Какие святые заповеди вы знаете?
Гуру Нанак дал три простые, но очень важные заповеди. Знаете ли вы их?
(Эти заповеди – усердным и честным трудом зарабатывай себе на жизнь, делись с другими и всегда помни о Боге).

Задание: Запишите все эти заповеди на доске и повторите их.
Все пророки принесли нам правила, по которым нам нужно жить. Но вместо того, чтобы следовать этим правилам, мы кланяемся Богу, исполняем ритуалы, но продолжаем делать только то, что приходит нам в голову.
Место религиозного поклонения – это школа для нашего разума. Если мы берем в руки букварь, но не читаем его, то как же мы сможем перейти к следующему учебнику? Мы получаем второй учебник лишь тогда, когда выполняем задания первого.
 
Нет такой школы, где можно чего-то достичь лишь поклонами. Чтобы двигаться вперед, надо действовать,
a встретить Бога можно только через любовь.
Когда мы наполненны любовью, мы поклоняемся от всего сердца.
 

Пьеса о Бхакте Нам Деве:
Действующие лица: рассказчик, отец, Нам Дев, статуя божества.
Pеквизиты: чаша, красивое покрывало.
Aктеры должны говорить намного больше, чем рассказчик.
(Человек в роли статуи божества неподвижно сидит по-турецки на красивом покрывале на сцене).

Когда Нам Дев был мальчиком, его отец уехал на несколько дней. Он поручил Нам Деву ежедневно предлагать статуе молоко, пока он будет в отъезде. Нам Дев был искренним и наивным ребенком. Он не знал, что отец всегда выпивал молоко сам после того, как предлагал его божеству.  
(Пока Нам Дев не видит, отец исполняет ритуальное поклонение и предлагает молоко неподвижной статуе, смотрит на часы, изображает, что быстро пьет молоко сам, а затем уходит).
Когда Нам Дев предлагает молоко статуе, а та не пьет его, ребенок начинает умолять ее: “Пожалуйста, прими это подношение, Боже!”
Но статуя сидит без движения и не пьет молоко.
Нам Дев настаивает: “Разве ты хочешь, чтобы в нашем доме началась ссора? Если ты не выпьешь молоко, мой отец так рассердится на меня!”
[Нам Дев продолжает умолять статую, предлагая ей чашу. В конце концов, статуя протягивает руку, берет чашу и выпивает все молоко. Статуя говорит зрителям: “Я – во всем. Я также и в этой статуе. Я должен ответить на мольбы этого беренка, ведь он просит с такой любовью!”]

Каждый день Нам Дев с любовью предлагает статуе молоко, и каждый день статуя выпивает молоко.
Возвращается отец и спрашивает Нам Дева: “Ты предлагал статуе молоко?”
Нам Дев отвечает: “Да, отец. И каждый день она выпивала его ”.
Отец не может поверить ему и спрашивает: “Куда ты выливал молоко?”
Нам Дев: “Я не выливал молоко. Я с любовью предлагал его статуе, а она протягивала руку и выпивала его”.
Отец: “Я не могу поверить в это. Покажи”.
[Нам Дев приносит молоко, предлагает его статуе, а та берет чашу, выпивает молоко и кладет руку на голову Нам Дева, благословляя его].
Отец говорит зрителям: “Я изумлен. Годами я выполнял этот ритуал, но ничего не достиг. Но сейчас я увидел: когда Нам Дев обратился к статуе искренне, с любовью, Бог выпил молоко и благословил его через эту статую”.
Говорят, что Бхакт Нам Дев спел более 2000 песен во славу Бога – своего Возлюбленного. 60 из них вошли в Гуру Грантх Сахиб. Он так любил Бога, что пел:
   Прекрасно Твое Имя,
   Прекрасен Твой облик
   И прекрасна Твоя любовь,
   O мой вездесущий Бог!
   Как земля любит дождь,
   Как пчела любит аромат цветов,
   Как кукушка любит манго,
   Так моя душа любит Бога.          
(Бхакт Нам Дев, Рага Дханашри, Гуру Грантх Сахиб, стр. 693)

Мы сидим перед Богом, выполняем ритуалы, но не понимаем , что с Ним нужно говорить.
А Бог, конечно, смеется: “Удивительно! Они думают, что я – формальность. Они не выполняют не одного моего наставления!”
Поклоняться – это хорошо. Но поклоняйтесь всем сердцем. Когда мы склоняемся перед образом Бога, нам надо сосредоточить все мысли на Боге.
И, в конце концов, мы почувствуем, что тот, кто сидит внутри нас, говорит с нами.
Он станет Светом внутри нас, и в нас не останется ничего, кроме Света.
И наше сознание очистится. Настоящий храм Бога – это чистое сознание.  
 

XI
CВОБОДА УМА


Повторение:
   Помните ли вы историю о Бхакте Нам Деве? Что произошло, когда его отец предлагал статуе молоко?
   Что произошло, когда Нам Дев предложил статуе молоко? Почему? [Статуя приняла молоко, потому что Нам Дев предлагал его искренне и с любовью]
   Так как же нам поклоняться? [С любовью, а не просто выполнять ритуал]

Повторение:
Когда мы склоняем голову в молитве, это не должно быть только ритуалом. Кланяться означает повиноваться приказу. [Некоторые заповеди Бога мы записали на доске на прошлом уроке. Проверьте, какие из них дети запомнили. Произносите из четко, отмечая их по мере того, как дети произносят их, а затем прочитайте те, которые они пропустили].

Учение Бабаджи:   
   Нам всем хочется быть свободными. Нам нравится бегать, играть и делать то, что мы хотим.
   Но быть свободными не означает иметь право совершать плохие поступки.
   Если мы будем совершать плохие поступки и обижать других, мы не свободны. Мы – рабы наших необузданных мыслей. Мы – пленники собственной гордыни, своего эго.
   Эго – это та часть нас самих, которая говорит: “Я важнее всех”, “ Это мое”.
   Когда мы так думаем, наша жизнь наполняется трудностями.
   Гуру говорят: “Где есть эго, там нет Бога. Где Бог, там нет эго”.
   Когда уходит эго, Бог заботится о нас. Бог приносит нам успех.

Вопрос: Как можно избавиться от нашего эго?
Благодаря м
eдитации мы учимся наблюдать за своими мыслями, а затем – контролировать их.
   Когда ваш разум свободен, когда вы его контролируете, вы можете победить весь мир.
   Ваш разум подобен скакуну, которым вы управляете.
    Если ваш конь силен, он пробежит больше и быстрее, чем все остальные кони.
   Если он слаб, то, как бы вы ни подгоняли его, он упадет.
   Если конь неукрощен, он сбросит вас.
   Сейчас все кони вышли из-под контроля.
   Подобно скакуну, сбрасывающему своего седока, наши мысли выводят нас из равновесия.  
   Мы постоянно беспокоимся: “Что же будет дальше?”
   Мы думаем: “Все должно происходить, как я запланирую”.
   Конь сбрасывает нас, и это приводит к несчастным случаям, мы оскорбляем чувства друг друга, мы сердимся, мы нападаем на других.
   Все кони дикие, неукрощенные.
   Никто не держит поводья в своих руках.
   А как справиться со своим диким скакуном?
   Meдитируйте, чтобы научиться подчинять свои мысли. Подчините свои желания.  
   Когда вы управляете своим скакуном, всегда помните о Боге. И всегда любите Бога.
Лучше всего отдать поводья в руки Богу и позволить Ему управлять вашим скакуном. Что бы Бог ни делал – все правильно. Слушайте Бога внутри себя.

Задание:
Нарисуйте себя и свои мысли в виде всадника и скакуна. Что делает ваш конь? Может быть, он бегает по кругу, как сумасшедший? Держите ли вы поводья в руках, чтобы конь скакал вперед по правильному пути? Можете ли вы позволить Богу управлять своим конем?
[Раздать всем предметы для рисования, а после рисования попросите детей описать своих коней – как они движутся, как их выдрессировать и подчинить].

XII
 ВЕРА И ПОДЧИНЕНИЕ ВОЛЕ БОГА

Повторение:
   Джогиндер Кор говорила о том, что надо держаться за руку Бога, как ребенок держится за руку отца или матери, чтобы никогда не потеряться.

Сценка:
   Одна мать, у которой болел ребенок, сокрушалась и не могла понять, почему Бог совершил такое.
   Другая мать, сына которой избил другой ребенок, догоняет этого ребенка и благодарит за то, что тот очистил карму ее сына и спрашивает, не болит ли у него рука.

Учение Бабаджи:
   Даже если вы совершаете добрые дела и занимаетесь духовной практикой, у вас все же могут быть трудности в мирской жизни.  
   Когда приходят трудности, не теряйте веры, ведь через эти трудности вы очищаете карму ваших прежних жизней.
   Наша карма может быть похожа на большую груду мусора. Если мы подожжем ее огнем медитации, она будет гореть много дней.
   Когда человек очистит свою карму, он узнает Бога как Исполнителя всех желаний, дарящего счастье.  
   Чтобы превратить золото в драгоценное украшение, сначала его нужно расплавить в печи.
   А как стирает белье прачка? Он бьет и бьет его о землю, пока не очистится вся грязь. 

Вопрос:
Когда вы сталкиваетесь с какой-то трудностью в жизни или кто-то доставляет вам неприятности, о чем надо думать?
[Знайте, что всем управляет Бог. Благодарите Бога за все, что происходит].
Забота о нас, как и забота обо всех созданиях,  – это работа Бога. Иисус говорил, что Бог видит даже маленькую птичку, которая падает из гнезда.  

Песня:
“Сас сас симро Гобинд – м
aн антар ки утри чинт” –
«Вспоминайте Бога с каждым вздохом, и все ваши беспокойства уйдут».

XIII
ДУША НИКОГДА НЕ УМИРАЕТ

Повторение:
Как мы можем очистить свое тело?
А как мы можем очистить свой разум?
Почему очистить наш разум так важно?
[Чтобы увидеть Свет Бога, как будто вытерев пыль с зеркала.
Нам нужно избавиться от отрицательных мыслей и эмоций, чтобы не совершать плохих поступков].
Что такое наше тело? [Это дом. В котором сейчас живет наша душа].

Задание: Покажите кувшин – сосуд, символизирующий человеческое тело. В нем есть предметы, которые мы не видим – например, сердце, желудок, легкие, кровеносные сосуды. Еще в нем есть душа (Атма), которая невидима, как Параматма – Дух Бога.  

Учение Бабаджи:
Tело однажды умрет, но душа не умирает никогда.
Когда кто-то умирает, мы очень тоскуем по этому человеку. Если умирает молодой, мы не понимаем, почему Бог забрал его так рано.
Но Бог – словно земледелец, а мы – его урожай.
Он сам решает, когда заниматься посадкой, а когда – убирать урожай.
Гуру говорил: “Иногда Он собирает несозревший урожай, иногда – наполовину созревший, а иногда Он ждет, пока урожай созреет”.
Человеческое тело однажды покинет этот мир. Тело – это дом, в котором временно живет душа человека.
Душа покидает тело человека, но не умирает.
Некоторые люди считают, что душа уходит в рай или в ад благодаря хорошим или плохим делам и мыслям человека при жизни.
Некоторые чувствуют, что душа рождается снова, в новом теле, в соответствии с кармой человека – результатом его хороших или плохих дел и мыслей при жизни.
Посланники Бога говорили нам, что все, что мы делаем или думаем, записывается, и это отразится на путешествии нашей души.
 
Люди плачут, когда умирает тот, кого они любят, но, возможно, этот человек рад освободиться от своего старого тела.

Сценка:   [Реквизит: кукла-новорожденный, простыня, сверток]
   Oдна группа оплакивает тело под простыней, говоря: “Мы не были готовы к ее уходу”
   Душа выходит из-под простыни, встает в стороне и говорит зрителям: “Я была очень больна. Я так счастлива освободиться от этого страдающего тела! Бог очень добр. Я всегда старалась слушаться Бога и служить другим. Я много повторяла Имя Бога и читала Джап Сахиб. Надеюсь, Бог отправит меня в хорошее новое тело. [Она видит, что люди плачут, но они не видят ее] Они меня не видят. Если бы только я могла их успокоить! Со мной все хорошо, Бог очень милостив. Я несу с собой свою карму, свои хорошие поступки” [и она показывает сверток, который несет в руках]
   Рассказчик: “Бог отправляет ее душу в новое тело. [Душа все еще тихо стоит в стороне] У нее будет другое тело, но ее мысли и карма последуют за ней. Те, кто был ее родственниками в этой жизни, плачут, но ее новая семья скоро будет праздновать ее рождение“.
   Рассказчик обращается к плачущей семье: “Ваша любимая родственница родится в новом теле. Молитесь, чтобы Бог послал ее в хорошее место, где она сможет продолжать совершать хорошие дела“.
   [Семья молится]
   [Другая семья сидит тихо на другом конце сцены. Душа подходит к ним и кладет свой сверток около куклы-новорожденного. Ребенка берут на руки, разговаривают с ним с большой любовью и благодарят Бога за то, что ребенок появился в их доме]
   Рассказчик: Мы уже много раз приходили сюда, но мы об этом не знаем. Это – тайна, которую Бог скрывает от нас. Это тело временно, но душа вечна.
Повторение и обсуждение:
Это тело – постоянный дом для души?
Помните ли вы что-нибудь из того, что происходило с вами, пока вы не поселились в этом теле?
Что нужно делать, чтобы быть счастливыми сейчас и в будущем? [Следовать заповедям Бога, помогать другим, всех любить, думать о хорошем и совершать добрые дела].

XIV
ИСЦЕЛЕНИЕ


Повторение:

   Будет ли душа всегда жить в этом теле?
   Что нам нужно делать, чтобы позаботиться о своей душе?

Учение Бабаджи:
   Люди иногда болеют. Иногда мы простываем, иногда у нас поднимается температура.
   Иногда мы пьем лекарства, чтобы поправиться.
   Иногда наше тело исцеляет себя безо всяких лекарств.
   Все пророки говорят нам о том, что величайшая целительская сила уже находится внутри нас. Кем бы мы ни были, у нас внутри есть Свет Бога.

Повторение:
Помните, как на прошлом уроке загорались и гасли лампочки? Пока в нас есть Свет Бога, мы живем.
Этот Свет Бога есть всегда, но обычно мы его не видим.
Задание: Постарайтесь увидеть свет Бога внутри себя. Иногда его можно увидеть во время медитации. Если вы сосредоточитесь на этом Свете, когда болеете, он может помочь вам исцелиться и почувствовать себя очень счастливыми.

Учение Бабаджи:
Величайшая болезнь в мире – болезнь нашего разума.
 
Когда мы любим Бога, в нашей душе расцветают доброта, любовь и желание служить другим.
Когда наш разум исцеляется, наши мысли становятся чистыми и священными, и наше тело тоже счастливо.
Но когда наши мысли полны страха и ненависти, это очень плохо воздействует на наш разум. Самая большая наша болезнь в том, что мы полны страха, ненависти, злобы и гордыни.
Когда мы сердимся, каждая частица нашего тела содрогается.
Когда мы беспокоимся, страх ослабляет наш разум и наше тело.
Мы можем попытаться исцелить свое тело лекарствами, но кто же исцелит наши мысли?
Tело можно вылечить, но именно наши мысли досаждают нам.
Люди пытаются обрести счастье всевозможными средствами: они приобретают автомобили, большие дома… Но несмотря на это они несчастны.
Вместо этого нам нужно изменить наши мысли. Когда мы исцелим свой разум, у болезни не будет возможности проникнуть в наше тело.
 
Отрицательные мысли – словно яд для нешего тела. Когда наши мысли отравляют нас, как может нам помочь лекарство?

Сценка:  
Ученый в Америке болел очень серьезной болезнью. Доктора сказали, что У него нет надежды выжить. Это очень беспокоило его. Но он узнал, что может исцелить себя простым смехом. И тогда он взял напрокат множество кинокомедий, постоянно смотрел их и смеялся. Он перестал беспокоиться о своей болезни и выздоровел.
Поэтому
Maхараджи всегда говорит нам: “Будьте счастливы!”

Meдитация:
     Лекарство для наших мыслей – не мирское лекарство. Только медитация может нас исцелить. Как только мы обратимся внутрь себя и встретим Бога, мы исцелимся. Бог излечит и наши внутренние, и наши внешние недуги.
   Meдитируйте на Свет Бога в вашем теле. Вы можете увидеть его, куда бы ни посмотрели – в сердце, в руках, в ногах. [Предложите детям взглянуть на все их части тела изнутри, все по очереди, пробуждая в них этот Свет].
   Если вы увидите гнев, страх или зависть внутри себя, пусть Свет Бога уничтожит их.
Если вы увидите слабость или боль внутри себя, вы можете перенести Свет Бога в то место, и оно исцелится.

XV
СЕВА – ДОБРОВОЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Повторение:
– Какая болезнь самая вредоносная в мире? [болезнь нашего разума]
– Как можно помочь своему телу исцелиться? [помнить о Боге, видеть Его свет внутри себя)

Гуру Нанак указал нам прямой путь к Богу:
1.   Усердным трудом зарабатывать себе на жизнь
2.
   Всегда повторять Имя Бога
3.
   Делиться заработанным с другими
Как говорил Гуру Нанак, повторение Имени Бога без служения людям не приведет к Богу.
Каждому нужно работать и помогать другим, потому что это – повеление Бога.
В Гуру Грантх Сахибе говорится: “Если люди удалятся в горы, чтобы повторять Нам, то кто же спасет горящий мир?”

Вопрос: Что означает «горящий мир»?

Учение Бабаджи:
Бог – великий труженик.
Бог всегда заботится обо всем — деревьях, людях, земле.
Если Бог постоянно трудится, то как может человек, который верит в Бога, сидеть без дела?
Люди, которые работают на миссию Бога, часто работают вчетверо усерднее, чем все остальные.  

Вопрос: Как могут люди работать так усердно на миссию Бога?
Когда люди слушаются приказа Бога, они способны на упорный труд, потому что это – по велению Бога.
Когда люди любят Бога, Бог дает им внутренние силы.

Учение Бабаджи:
   Нам нужно, чтобы наши руки и ноги усердно трудились, а разум был свегда связан с Богом.
   Работа – это форма медитации, если вы находитесь в состоянии любви.
   Если ваши мысли – с Богом, то вы с Богом, когда вы работаете.
   Если же ваши мысли блуждают где-то еще, пока вы работаете, то вы не сможете посвятить свой труд Богу.  
   Когда вы сочетаете работу и поклонение Богу, вы можете трудиться больше и служить больше.

Сценка (реквизит: 1 стул, накрытый простыней, сумка с “деньгами”): Aктеры произносят свои реплики в соответствии с сюжетом:
   Жил-был король. Однажды он захотел проверить, есть ли у него искренние и заботливые подданные. Он велел положить большой камень посреди дороги [стул, накрытый простыней]. Затем он спрятался, чтобы посмотреть, как поведут себя подданные. [Дожно быть видно, что король наблюдает, спрятавшись в отдалении].
   Первый прохожий ругает и камень, и правительство за то, что на дорогое – такое препятствие.
   Второй проходит радостно мимо, но спотыкается о неожиданное препятствие и громко жалуется зрителям на то, что правительство не заботится о таких вещах.
   Tретий видит камень и выражает беспокойство, что он может помешать людям, проходящим этой дорогой. Камень оказывается тяжелым, но человек просит помощи у Бога, повторяет Имя Бога, и толкает камень изо всех сил, постепенно отодвигая его в сторону.
   Король хвалит этого человека за служение людям и объявляет, что  нашел преданного подданного. Король награждает его мешком денег, а подданный благодарит короля.
   Когда подданный уходит с мешком денег, он видит женщину в беде, оплакивающую свою бедность. Он дает ей денег из корлевскоро мешка, и женщина просит Бога благословить его.

Повторение: В чем смысл этой истории?
Буддистская история о Чудапантхаке (рассказывается и разыгрывается):
   Чудапантхака был молодым учеником Будды. Он не отличался умом. Он очень старался, но не мог ни понять, ни запомнить ничего из того, чему учил Шакьямуни.
   Мало того, брат Чудапантхаки был очень сообразителен и часто подсмеивался над ним. Однажды, когда Чудапантхака пытался выучить стихотворение, его брат сказал: “Ты совершенно бесполезен! Ты никогда не сможешь ничего выучить. Почему бы тебе не бросить все это и не поехать домой?”
   Чудапантхака очень опечалился. Он плакал по дороге домой. Он очень любил Будду и не хотел покидать его. И вдруг он увидел, что перед ним стоит сам Будда.
   “Почему ты плачешь?” – мягко спросил Будда. “Я так глуп и несообразителен, что никогда не смогу ничего выучить. Я бесполезен. Я возвращаюсь домой”, – плакал Чудапантхака.
    Будда хорошо знал, каким искренним был Чудапантхака.
“Не беспокойся”, – сказал он. – “Тебе незачем возвращаться домой. Сюда приехало на учебу много учеников. Помогай им, омывая им стопы, и говори в душе: «Пусть отмоется грязь».
   Чудапантхака наполнился радостью и побежал обратно в монастырь. С тех пор он каждый день стоял у входа и приветствовал всех учеников. Он омывал им стопы и был счастлив, что может чем-то помочь.  
   Поскольку Чуадпантхака усердно трудился, помогая другим ученикам, постепенно он становился мудрей. Он понял, что, отмывая грязь со стоп других, на самом деле он очищался от жадности, гнева и глупости в своей жизни.
   Бескорыстно посвящая свое служение счастью других людей, Чудапантхака победил свою глупость. Он стал очень известным и мудрым учеником Будды.

Вопросы:
   Чем могут помочь дети?
   Знаете ли вы кого-нибудь, кому нужна помощь?
   Как вы можете им служить?
   Как еще вы можете помочь дома, в школе, в Гобинд Садане?
Задание: Перечислите или нарисуйте, каким образом вы можете заниматься служением. Ведите дневник рисунков с изображениями того служения, которое выполнили за неделю, и принесите его на следующее занятие.
Бог работает очень усердно, и всегда счастлив. Если мы любим Бога, то, занимаясь служением, будем счастливы, и будем постоянно с Ним.