Глава 11

  1. ИСЦЕЛЯТЬ И КОРМИТЬ ЛЮДЕЙ

Шив Садан, 3 февраля 1991 года

Атмосфера в хаване особенно приятна этим утром, после того как моя сестра Бальджиндер провела здесь весь вчерашний день в молитвах. По хукаму Махараджа – и по его милости – она провела особый двенадцатичасовой хаван, вылив в огонь целую канистру топленого масла. От масла в хаване стало очень жарко, но она провела там весь день, несмотря на свою хрупкость. В семь тридцать вечера она все еще выметала золу и оттирала пол, сохраняя священную чистоту этого места.

В четыре часа утра образованный Техаль Сингх с молочной фермы мягким голосом поет Ананд Сахиб – ежедневный гимн «Величайшему духовному блаженству»:

«О моя душа, всегда храни привязанность к Богу.

О моя душа, всегда оставайся с Богом – разрушителем всех страданий.

Бог примет тебя и уладит все твои дела…»

В противоположность покою раннего утра, сегодня в Шив Садане очень оживленный день. Во-первых, прибыла новая группа севадаров на временную работу. Их повели вдоль  канала для посадки и полива сотен деревьев. Голые стволы – трех-четырехметровые малыши-тополя – стоят почти без корней, также как и без листьев. Только особое благословение Бога может заставить такую палку вырасти и расцвести.

Кто-то в Шив Садане дал плохой совет посадить «деревья» вдоль дороги на даргу Пир Сахиба, и они засохли. Но в видении Махараджу дали указание посыпать их священной золой, и они дали ростки и расцвели, несмотря ни на что. В давние времена, когда святой посетил сухой, увядший сад, тот сразу же зазеленел.  Сегодня такие вещи постоянно случаются вокруг Махараджа.

Большинство женщин из команды севадаров, поливающих эти прутья, – из богатых семей. На некоторых – косметика и тонкая шелковая одежда. Но час за часом они выполняют тяжелую физическую работу, нося ведра с водой на трехметровую насыпь, а затем – к каждому дереву.

Пример, показанный Капур Кор, особенно удивителен. Она несет одновременно два ведра или пятнадцатикилограммовый жестяной сосуд с водой на плече. Это та женщина, которая подошла к Махараджу на поле сахарного тростника несколько дней назад, обеспокоенная реакцией на прививку. Махарадж сказал ей не беспокоиться, и вот теперь она здесь. Гурдэв отмечает, что вдохновленные Махараджем женщины часто выполняют такой же тяжелый труд, как и мужчины, а иногда еще тяжелее.

Капур Кор буквально бегает с тяжелыми ведрами воды. Несколько лет назад она была очень больна, доктора говорили, что она проживет всего лишь несколько месяцев. Ее дети тоже очень болели. До встречи с Махараджем они были крайне бедны. Но со дня первой встречи с Махараджем у них, по словам Капур Кор, всего стало в избытке. Она говорит: «Я – ничто. Я ни на что не способна без благословения Махараджа».

Сегодня здесь большое мероприятие – прием в бесплатной клинике, услуги которой Махарадж предлагает каждую неделю всем, кто приходит. Все утро непрерывно приезжают люди – на велосипедах, буйволиных повозках, конных повозках, «Марутах», но большинство – пешком. Многие прошагали до десяти километров, а некоторые рассказывают, что прошли сорок километров и добрались вчера поздно ночью. Мы спрашиваем у одной женщины, добравшейся в полночь, пройдя большое расстояние в темноте, не боялась ли она, и она ответила: «Нет, Он был со мной все время».

Лишь некоторые из пациентов – сикхи, а большинство – мусульмане и индусы. Они услышали о бесплатном приеме доктора Тиратха Сингха – доктора-гомеопата из Дели, которому помогает медработник и три-четыре профессионала в отставке, раздающие гомеопатические лекарства. Все они – севадары Махараджа. Пациенты приехали не только за лекарствами, но и за его благословениями.

Гурдэв помогает мне взять интервью у одного из них. Пожилую женщину привезли сюда на велосипеде, она повредила ребра при ударе, а катаракты мешают ей видеть. Милый мальчик, хромающий на одну ногу, пришел узнать, можно ли вылечить это последствие полиомелита. Две симпатичные девочки в темных мусульманских одеждах слышали, что на ферме Бабаджи можно получить лекарства от любых болезней. Они здесь второй раз. Лекарства, которые они получили в первый раз, помогают. Дрожащий человек средних лет говорит с нами с большим трудом: половину его тела парализовало. Это произошло три года назад, но он стал приходить в эту бесплатную клинику три месяца назад и ему становится лучше. Женщина в розовой цветастой накидке говорит:

«Конечно, есть и другие доктора, но мы так бедны, что не можем позволить себе лекарства. И мы приходим сюда, здесь лекарства бесплатны. Сюда приходят многие из моей деревни, и многих вылечили. Мы чувствуем благословение Махараджа и повторяем Нам. Он принес чудесные изменения в нашу местность».

Чаще всего жалуются на туберкулез, астму (от курения) и кожные болезни (те, кто не купается). Лечат сотни людей – в среднем, по четыреста-пятьсот человек каждое воскресенье. Пациенты проходят регистрацию, а затем – обследование у медработников. Те, кому помогает лекарство, выписанное ранее, идут за добавкой, а остальные ждут доктора Тиратха Сингха.

Через час Тиратх Сингх сидит в хижине из тростника, опрашивая и обследуя пациентов, дая им советы по гигиене и выписывая рецепты. Он очень внимательно и с состраданием выслушивает каждого пациента. В три семнадцать женщина лет тридцати пяти показывает ему свои опухшие руки и ноги. Ее веки потяжелели от боли. Он измеряет ей давление. Она оживляется, когда описывает симптомы. Она указывает на шею сзади, а доктор Тиратх Сингх показывает на это место на своей шее, чтобы уточнить, где болит. Он выписывает ей два рецепта на бланках, где напечатано: «Бесплатная медицинская клиника, Гобинд Садан».

В течение десяти лет этот знающий доктор лечил и скот Гобинд Садана гомеопатическими средствами – подход, уникальный в животноводстве, – и получал отличные результаты. Он работает пять дней в неделю на государственной службе, а выходные проводит, выполняя севу в бесплатных клиниках. Он откровенно признается, что не делает ничего сам – все исцеления происходят благодаря благословению Махараджа:

«Я только лечу людей. А излечивает Бог. Я – очень маленький человек. Я не в силах выполнять здесь все обязанности. Я сижу с десяти-одиннадцати часов утра до пяти-восьми вечера, и никогда не устаю от этой севы. После того, как заканчиваю работу, я чувствую бодрость в теле и мыслях.

Я думаю, что Махарадж выполняет абсолютно все. Что могу сделать я? Очень трудно вылечить от хронических болезней, от болезней, которых я никогда не видел и о которых никогда не писали в наших книгах. Но люди вылечиваются. Я и сам изумлен».

Доктор Тиратх Сингх ежегодно лично вкладывает много тысяч рупий в лекарства для этой клиники. Однажды, когда преданный предложил заплатить за полученное лекарство, доктор Тиратх Сингх сказал: «Нет, я не могу принять деньги. Если я возьму их, то благословения Махарадж-джи и Бога покинут меня».

Один из талантов, данных доктору Тиратху Сингху Махараджем, – его способность ставить точный диагноз. Однажды он оставил толпу ожидающих снаружи хижины и вышел на дорогу, чтобы осмотреть старика, лежащего на буйволиной повозке, слишком ослабшего, чтобы двигаться. После осмотра и нескольких вопросов доктор Тиратх Сингх определил, что сильное аллопатическое средство, прописанное ему другим доктором для лечения увеличенной простаты, ослабило его сердце: «Ему поставили неправильный диагноз, но скоро он поправится». Доктор Тиратх Сингх так же добр с этим стариком, одетым в лохмотья, как и с хорошо одетыми пациентами.

Когда Махараджа спрашивают, в чем секрет исцеления, он отвечает:

«Секрет излечения – благословение Бога. Доктора не должны сердиться на пациентов, потому что Бог никогда не сердится. Доктор, который сердится на пациента – не от Света, который исцеляет. Доктора должны обладать способностью любить всех и выслушивать при любых обстоятельствах. Пациент должен чувствовать, что доктор говорит только с ним, и ни с кем больше.

Доктора никогда не должны говорить, что болезнь неизлечима. От многих болезней вылечиваются исцеляющими мыслями. Ваш разум очень силен: если вы обретете контроль над своими мыслями, вы сможете контролировать все свое тело и справляться с любыми болезнями. Если доктор скажет человеку, что его болезнь неизлечима, тот потеряет силу воли и умрет. Чтобы выжить, пациент должен поверить, что доктор не знает, а Бог может исцелить. Твердо веря в то, что с ним ничего не случится, он сам собой выздоравливает. Необходимо поддерживать свой разум в состоянии большой любви, чувствовать, что Бог очень могуч и что ничего плохого не произойдет.

Когда приходит сила Бога, она контролирует ваш разум, вашу волю. Если ваши мысли не сильны, то ваше тело и воля будут слабы. Это великий дар Бога – думать, что Бог находится повсюду, что Бог знает все, что мы думаем и делаем. Человек, который знает это, достигает любой цели. Человек, который не понимает этого, терпит неудачу во всем – в семье, в школе, в обществе, в доме Бога. Семья его будет жить бедно, дети будут слабыми, а с женой он будет ссориться по пустякам.

Человек, который не верит в Бога, не верит в себя. Гуру Гобинд Сингх обращался и к себе, и к Богу, когда говорил: «Я обязательно добьюсь успеха. Я полностью уверен, что вы верите в то, что я побежу зло».

Махарадж и сам – великий целитель, но он больше не раскрывает свою силу. Недавно к нему за помощью пришел майор Брар, очень ослабленный после операции от рака горла. Майор Брар – «старый лев», настолько преданный Махараджу, что простирается перед ним во весь рост, несмотря на боль в ноге. Его привезли из самого Пенджаба ради того, чтобы он провел лишь несколько минут со своим любимым Бабаджи. Лицом к лицу, Махарадж быстро изливает энергию на своего преданного через свои глаза и стопы. Я наблюдала и была потрясена потоком, заряжающим землю. Но случайный наблюдатель не заметил бы происходящего. «Спасибо тебе, мне это нужно», – сказал майор Брар.

Люди вокруг Вирса Сингха в Сараван Бодла, деревне его детства в Пенджабе, стали осознавать, что он – не обыкновенный человек, когда он был еще мальчиком, и внутренний голос побудил его сказать прохожим, что совершенно здоровый буйвол скоро умрет. Буйвол стоял и ел траву и неожиданно свалился, как и предсказал Вирса Сингх. Потом внутренний голос велел Вирса Сингху потереть лоб этого буйвола. Когда он сделал это, буйвол вернулся к жизни. С того времени люди стали собираться вокруг Вирса Сингха, прося его о помощи и благословении.

Обычно Махарадж отвлекает внимание от себя как от целителя, ведь исцеляет Бог. Также он не подчеркивает значение чудес, но они происходят вокруг него так часто, что все мы приписываем их его прямой связи с Богом. Обычно он действует через кого-то еще, устраивая все так, чтобы казалось, что исцеляет кто-то другой. Есть известная история о юности Махараджа, в которой пара из деревни Муниянвала привезла к нему своего мертвого сына, чтобы Махарадж оживил его. Гьяни-джи, который на этот раз стал посредником Махараджа, рассказывает об этом:

«Однажды я сидел с Махарадж-джи, там же были и многие из его преданных. Какая-то женщина привела своего сына к Махараджи со словами: «Он мертв, он мертв!» Его шея была совсем как шея мертвого. В руках и ногах у него не было пульса. Они положили сына перед Махарадж-джи. Махарадж попросил меня: «Читай Сукхмани Сахиб («Свет внутреннего счастья» – сикхское писание, прочитать которое можно за час), потому что я благословил тебя, что когда бы ты ни прочитал Сукхмани Сахиб над любым мертвым телом, оно оживет». Он дал мне такое благословение всего несколько дней до этого. И я стал читать по памяти.

После того, как я прочитал 5 частей, Гуру Арджун Дэв Махарадж пришел и сделал жест рукой: «Нет. Не читай». И я остановился.

Махарадж-джи просил меня: «Читай, читай, читай!» И я начал снова. Тогда на восьмой части пришел Гуру Арджун Дэв. «Не читай!» – попросил он жестом.

Махарадж снова настоял, чтобы я продолжил, и я продолжил. В конце двенадцатой части Гуру Арджун Дэв пришел опять. Он сказал: «Ладно. Этот ребенок встанет, но в будущем такого чуда больше не произойдет. Я отнимаю у тебя это благословение».

После шестнадцатой части ребенок встал и сказал: «Сат Шри Акаль» (сикхское приветствие – «Бог Истинный, Великий и Вечный!»)

Некоторых из нас исцеляет или омолаживает само присутствие Махараджа или вибрации, которыми пропитаны его общины.  С тех пор, как я приехала сюда, у меня исчезли многие заболевания. Но истории большинства людей более драматичны. Несколько лет назад одна семья привезла своего дедушку, который управлявшего Набха Стейт в Пенджабе, в Гобинд Садан. Его тело совсем не двигалось, и когда его посадили у хавана, он был неподвижной массой костей и плоти. Махарадж сказал им, что старик выздоровеет через семь часов, после чего всей семье нужно будет с течение двадцати одного дня ежедневно приезжать из Чандигарха в двухстах пятидесяти километрах отсюда, чтобы пообедать в лангаре с общинниками и вымыть там всю посуду.

Махарадж пришел провести ардас (молитву) вечером, после того как семья просидела весь день в хаване. Он дал старику что-то выпить, прикоснулся к его телу тут и там приспособлением, используемым в хаване для того, чтобы поднимать дрова, а затем велел внукам старика поставить его на ноги. С палкой в одной руке и рукой внука в другой, старик ходил туда-сюда перед общинниками. Люди стали благодарить Гуру Гобинда Сингха, Гобинд Садан и Махараджа. Но после этого его семья перестала выполнять предписанную севу, и старик умер.

Сегодня, как и всегда, кроме гомеопатических лекарств, сотням пациентов и их родственникам также дали бесплатный обед. Они сидят в длинных рядах в лангаре, пока худой и высокий Хира Сингх и два помощника проходят мимо них с огромными чашами сладкого риса. Многие берут добавку, и, завернув пакеты с рисом в свои шали, уносят с собой.

Когда появляется Махарадж, деревенские жители устремляются вперед и окружают его. Он возвышается над ними и, похоже, испытывая большую неловкость под давлением их слепого восхищения, отправляет их читать Нам. Нельзя сказать, что ему не нравятся эти люди, несмотря на то, что они нарушают все его строгие нормы. Гурдэв Сингх отмечает: «Он любит чистоту, а люди так грязны. Они выходят в поле и курят, несмотря на то, что законы сикхов запрещают курение. И все же он не ненавидит их. Они рвали овощи, которые здесь растут. У них нет дисциплины. И все же он их не ненавидит».

Была сооружена загородка из тряпья, чтобы поделить павильон между теми, кто выписывает рецепты, и Махараджем, проводящим встречи с несколькими образованными людьми, приехавшими издалека на встречу с ним. В какой-то момент престарелый баба, не понимая, что происходит, присоединяется к этой группе. Севадары пытаются прогнать его, но Махарадж спрашивает: «Как поживаете?» и разрешает ему остаться, а затем старику становится скучно и он уходит.

Любопытные заглядывают в каждый угол. Обычно вокруг Махараджа стоят несколько севадаров, контролирующих толпу. Но у меня сложилось впечатление, что он окружен полем любви и мира, настолько сильным, что любой подошедший к нему непроизвольно успокаивается. Однажды Махарадж был один в Гобинд Садане в Дели, когда к нему пришли два сикхских юноши. Их умы были возмущены неверным предположением, что он не почитает Гуру Грантх Сахиб. Махарадж рассказывает:

«Я никогда не думал, что придут такие люди. Я ни к кому не чувствую вражды. Когда они пришли, я просто улыбнулся и поприветствовал их: «Проходите сюда, садитесь, выпейте чая. Хотите чая, воды или молока?» Их настроение немного изменилось. Я сказал: «Давайте сядем здесь и поговорим».

Юноши спешили. Их машина уже развернулась, готовая быстро уехать. Но они спросили меня: «Бабаджи, что произойдет в Пенджабе?» Я сказал им, что проблема Пенджаба очень мала: «Если вы все откажетесь от жестокости и оружия сегодня и признаете Гуру Грантх Сахиб своим Повелителем, то весь Пенджаб изменится к сегодняшнему вечеру. Нам нужно считать Гуру Грантх Сахиб своим Отцом, и решать все свои проблемы с помощью его наставлений. Если все мы соберемся и изложим свои проблемы перед Гуру Грантх Сахибом, то, возможно, проблемы, которые мы не в состоянии были решить, решатся очень легко».

После того, как юноши услышали это, в них проснулась любовь и они почувствовали, что это верно. Они поблагодарили меня за совет, а потом ушли. Я не знаю, кто они были, но позже они говорили кому-то: «Жаль, что у Бабаджи нет лучшей охраны. А если где-то и относятся с полным уважением к Гуру Грантх Сахибу, то это в Гобинд Садане».

Бесстрашная любовь – главный компонент бесед Махараджа. К нему на встречу приехали шесть человек из штата Мадхья-Прадеш. Только один из них – преданный Махараджа, а остальные приехали к нему в первый раз. Они чувствуют, что правительство штата дискриминируют их как сикхов. Также они участвуют в выборах в гурдваре. Махарадж, умиротворенный и прекрасный на своем плетеном стуле, говорит им, а Гурдэв переводит мне:

«К сикхам относятся с подозрением во всем мире. Теперь каждый, кто видит сикха, уверен, что где-то под одеждой он носит оружие.

Любите и служите своему обществу на практике. Люди последуют за вами, когда увидят, как вы живете. Не вините никого другого. Подавайте хороший пример, улучшая свою собственную жизнь. Потом, если правительство будет проводить дискриминацию в отношении сикхов, приходите ко мне. Руководитель этой партии приезжает сюда и тоже читает Джап Сахиб. Я скажу ему быть справедливым ко всем».

Люди из штата Мадхья-Прадеш говорят Махараджу, что несколько  так называемых святых в их местности собирают с людей зерно на строительство гурдвар. Махарадж решительно против этого, что видно из перевода Гурдэва его слов:

«Гуру Грантх Сахиб говорит: «Если человек называет себя святым, пиром или гуру и просит подаяния, не прикасайтесь к его стопам. Он слеп. Если он сам не видит, как он может указать путь вам?

Все, чем мы пользуемся здесь – результат нашего тяжелого труда. Мы ничего не берем у других. Пища, которой мы питаемся, – с наших собственных ферм. Потребности наших людей очень малы, но Бог посылает сюда очень большие пожертвования, потому что мы не требуем их. Все правительственные чиновники, которые приезжают сюда, находятся под большим впечатлением, потому что мы ничего не требуем ни от них, ни от кого-либо еще.

Рекордная производительность на наших фермах – только благодаря благословению Бога. Оба здешних сахарных комбината стараются установить с нами хорошие отношения и закупать у нас сахарный тростник, потому что их впечатляют наше усердие и высокая производительность труда. Если бы все святые взяли на себя такие обязательства на практике, все проблемы были бы решены.

Основатели всех религий выступали против сбора денег с людей. Иисус рассердился всего один раз – когда он перевернул столы менял и выгнал их из храма. Гуру Нанак не сидел на троне, ожидая пожертвований – он работал на полях вместе с людьми.

Когда вы придете на суд к Богу, вам придется объяснять, почему вы просили милостыню в мире. Бог спросит: «Почему ты просил милостыню? Я же дал тебе две руки для работы».

Однажды Гуру Гобинд Сингх выбросил все деньги, которые принесли ему люди, в реку Джамну. По настойчивым просьбам его удивленных учеников мать Гуру спросила у него, почему он вместо этого не поделился деньгами с бедными. Гуру спросил: «Ты бы дала мне яд?» «Нет, никогда», – ответила она. Он объяснил: «И я не могу дать яд моим сыновьям. Такая благотворительность – словно яд, потому что совершается из эгоистических побуждений, без любви».

Одна женщина подходит, чтобы поклониться стопам Махараджа, с просьбой: «Благослови меня сыном». Махарадж велит Харвиндеру дать ей фрукты, освященные в хаване. Таким образом родилось много детей – в течение года после получения освященных фруктов от Махараджа. Один из них – мой дорогой брат Сарван Сингх. Он родился после того, как Махарадж дал его родителям особое манго и сказал, что у них будет сын. У главного министра штата Химачал-Прадеш и его жены так родился ребенок после шестнадцати лет бездетного брака. И у пожилых людей – даже семидесятилетних – появлялось потомство после того, как Махарадж давал им фрукты. Но Махарадж настаивает: «О Боже, Ты так велик! Раздача лекарств, еды и детей происходит по Твоей воле. Я – ничто, я – всего лишь посредник».

После того, как подходят еще несколько деревенских жителей – или подталкивают своих детей вперед за благословением – продолжается разговор с шестью людьми. Махарадж рассказывает историю о том, как Иисус говорил своим ученикам, что каждый раз, когда они дают одежду или еду бедным или навещают людей в тюрьме, они оказывают услугу ему.

«Мы усердно трудимся, чтобы служить этим людям и делиться с ними. Это не теория – это практика, которую вы видите здесь. Две вещи очень важны. Одна – это дать лекарство больному человеку и говорить с ним мягко. А вторая – это дать образование неграмотному человеку. Он никогда вас не забудет. В Индии никто не заботился об этих двух вещах.

Это люди очень невинны. Они говорят на своем простом языке: «Мы пришли посмотреть на Бабаджи». Если дать еду богатым, они станут критиковать ее: «Соус не хорош, специи не те…» А эти люди довольны пищей, которую мы им даем, и поэтому я предпочитаю таких людей».

Шестеро людей уходят, другие приходят и уходят, сияя после встречи с Махараджем. А доктора все еще выписывают и отпускают лекарства. Атмосфера среди пришедших бедных людей непринужденная, гармоничная. Им дают лекарства, еду из лангара, проводят духовные беседы, у них есть возможность приезжать со своими знакомыми. Махарадж рассказывает:

«Иисус помогал бедным. Он подчеркивал: добром надо делиться, чтобы люди получали его и вспоминали о Боге».

В то время как начинает темнеть, а еще остается много людей, которым нужна помощь, Махарадж совершает одно из чудес, которые настолько привычны вокруг него, что его преданные мало обращают на них внимания. Так как уже пора ужинать и здесь много голодных, для которых этот рис, возможно был первой пищей за несколько дней, их также пытаются накормить ужином.  Часто люди издалека остаются на ночь, и им предлагают ужин, постель и утренний чай.

Сегодня вечером, когда приходит Махарадж, еды остается недостаточно. Махарадж смотрит на Хиру Сингха. Его преданный говорит ему: «По вашему благословению, еды достаточно». Овощи продолжают раскладывать в ведра для раздачи. Котел остается наполовину прикрытым крышкой (по сикхской традиции, чтобы было ясно, что прасад приходит от Бога). Все наелись досыта и более, чем досыта – до десяти чапати с овощами). Махарадж спрашивает: «Кто-то остался?» Отвечают: «Нет, всех накормили». Тогда котел открывают: в нем ничего нет.

Хира Сингх подсчитывает, что было накормлено примерно пятьсот человек, а еды было приготовлено на 150. Махарадж говорит ему: «В будущем надо рассчитывать лучше. Сюда приходит много людей, поэтому надо готовить больше еды. Надо кормить всех бедных, особенно детей. Молоко, рис, овощи – должно быть все».

Патвари – чиновник из правительства, занимающийся измерением и учетом земель, – стоял в углу и наблюдал за всем этим. Он слышал, что сказал Хира Сингх Махараджу, и подумал, что Хира Сингх обманывает, и поэтому ждал, что же произойдет дальше. Когда раздатчик окунал половник в котел с овощами, чиновник слышал звук удара о пустые стенки, но затем видел, как он достает полный половник овощей снова и снова. А когда всех накормили и подняли крышку и обнаружили, что котел на самом деле пуст, чиновник сказал людям: «Случилось великое чудо! Первый раз в моей жизни я вижу что-то подобное!»

Хира Сингх говорит: «Это все устроил Он!», и указывает на небо.